
Нет сомнений в том, что поставленные руководством Центризбиркома России весьма амбициозные задачи послужат развитию всего спектра отечественных «цифровых» технологий. Тем не менее, кроме технологических инициатив сверху для оптимального развития общества необходимы также альтернативные инициативы снизу. Уровень образования и технологической оснащенности гражданского общества в России вполне достаточен для формирования такого взаимодополняющего противовеса – например, на основе новых технологий так называемого «социального капитала».

Наверное, нужно лишний раз оговорить, что использование распределенных баз данных типа «блокчейна» вовсе не означает применения «криптовалютной» версии этой технологии. Несмотря на свою популярность в среде валютных спекулянтов или даже в среде ИТ-стартаперов, нынешний «криптовалютный блокчейн» имеет слишком много недостатков. Достаточно назвать, во-первых, абсолютно неприемлемую для системы голосования низкую и негарантированную скорость обработки транзакций, а также предельно низкую энергоэффективность, вернее – неэффективность.

Обсуждение главных проблем «цифровизации» выборов начнем с того, что избирательная система обеспечивает не только контроль со стороны общественности, наблюдателей за соблюдением закона, гарантий личного волеизъявлений и отсутствия принуждения избирателей. Не менее важной гарантией должна быть анонимность итогов, тайна голосования.

На чем в первую очередь следует сейчас сосредоточить особое внимание? Мир сегодня стремительно меняется. Мы живем во времена цифровой революции. Наступает пора активного использования искусственного интеллекта (ИИ) и Больших данных (Big Data) для управления в экономике, обществе и государстве.

Развитие социального волонтерства, добровольческого движения объявлено важной политической задачей даже на федеральном уровне. Тем более важно иметь такой общественный актив в каждом городе и районе, чтобы объединять усилия для решения общественных задач, требующих совместных усилий граждан и местных властей.

Начнем с того, что в плане «цифровизации» избирательной системы наша страна и без этого впереди планеты всей. Необходимость создания и развития максимально защищенной государственной автоматизированной системы «Выборы» диктуется хотя бы беспрецедентно огромными расстояниями между региональными, окружными, местными избирательными комиссиями. Даже в пределах отдельных субъектов Федерации – таких как Красноярский край или Якутия эти расстояния сопоставимы даже не с отдельными европейскими странами, а с половиной Европы.

Повсеместное внедрение цифровых технологий на производстве и в быту – такой же всеобщий лозунг и тренд, каким сто лет назад была «электрификация всей страны».